IT-специалисты часто сталкиваются с ошибками в работе сервисов, причину которых установить невозможно. Тогда они обращаются к анализу логов – текстовых файлов, которые описывают все действия ПО или пользователя. Логи выступают как вещественные доказательства, на основании которых можно раскрыть «преступление». Это и есть логирование. Опытные программисты рекомендуют в первую очередь при работе над любым проектом отладить процессы логирования – это гарантия стабильности работы вашего сайта или программы.
Логированием называют процесс записи логов. При помощи анализа лог-файлов можно выяснить, в чём была причина ошибки и в какой момент она произошла, с какой стороны произошел сбой – программы или пользователя. Регулярный анализ логов дает возможность избежать проблем с сайтом или приложением, выявить источники постоянных ошибок и устранить их. Поэтому логирование – один из ключевых инструментов IT-специалистов.
Логирование будет полезным в различных ситуациях:
Постоянно возникают технические неполадки, в результате которых сайт становится недоступен для пользователей, что приводит к убыткам и негативным отзывам.
Разработчик занимается тем, что выявляет потенциальные ошибки, чтобы их устранить. Логирование упрощает этот процесс, ускоряет его в сравнении с ручным отлавливанием багов.
SEO-специалисты анализируют статистику посещаемости и качество трафика.
Сотрудник интернет-магазина анализирует историю заказов (отмен, изменений, оплат).
Обработка логов эффективна и в ситуациях, касающихся конкретных пользователей. При помощи логирования можно отследить, кто и когда получил доступ к системе, проанализировать легитимность этого доступа и не допустить взлома.
Логи напоминают черный ящик самолета, потерпевшего крушение. По этим данным шаг за шагом восстанавливается ситуация, выявляются ошибки, а на основе анализа полученной информации уже можно выработать решения, которые помогут не допустить этих ошибок в будущем.
IT-специалисты настраивают системы логирования таким образом, чтобы они работали автономно: автоматически собирали логи, сохраняли их и обрабатывали. Злоумышленники научились чистить файлы логирования после взломов устройств или других преступных действий. Поэтому оставлять сведения лучше всего в облаке: это дает возможность в любой момент просмотреть все события, даже если физическая система, например, сервера или жесткие диски в компьютерах сотрудников полностью вышли из строя.
В одних ситуациях, чтобы найти ошибку, которую обнаружить другими способами сложно, требуется проанализировать логи максимально подробно. В других случаях можно ограничиться только основной информацией. Поэтому для удобства выделяют несколько видов логов:
Системные. Касаются системных событий.
Серверные. Фиксируют все запросы, связанные с сервером.
Почтовые. Относятся ко всему, что связано с электронной почтой. Например, при помощи почтовых логов можно понять, почему пользователи не получают письма.
Существуют еще логи баз данных, приложений, аутентификации и другие.
Есть и другая классификация. В ее основе – степень важности логов:
Fatal/critical error. Максимальная важность. Ошибка приводит к недоступности сайта или сбоям в работе приложения: такие баги нужно устранять быстро.
Not critical error. Ошибки типичные, но важные, при этом не срочные, поскольку не оказывают никакого влияния на пользовательский опыт.
Warning. Это даже не ошибка, а предупреждение, цель которого – привлечь внимание и усилить контроль над ситуацией. Так отмечают потенциальные проблемы или возможные слабые места в системе защиты персональных данных.
Initial information. Это сведения, касающиеся баз данных, обращений к сервисам, API.
Дополнительно к этим четырем уровням нередко добавляют еще два:
Trace. Это фиксация процесса по шагам. Уровень полезен в ситуациях, когда трудно определить конкретное место ошибки или последовательность действий, которая приводит к возникновению бага.
Info. В этом разделе собрана общая информация о работе сервиса.
Разделение по степени важности нужно, чтобы структурировать большие объемы данных и упростить работу с логами.
Инструменты обеспечивают сбор логов, их хранение и анализ. Если компания использует всего один сервер, допустимо и логирование вручную. Однако, когда серверов больше десяти, требуется автоматизация процессов. С этим помогают специальные решения, например, ELK, которое подразумевает использование трех инструментов:
Elasticsearch. Масштабируемая утилита ES - позволяет искать нужные строки в больших объемах данных (в том числе из разных источников). Утилита поддерживает восточные языки, что значительно расширяет ее возможности, характеризуется гибкостью поисковых фильтров, предлагает встроенные анализаторы текста.
Logstash. Собирает все события из многочисленных источников, преобразует их и транспортирует в хранилище. Одна из ключевых функций Logstash – Grok. Это фильтр, который преобразует неструктурированные данные в структурированные, что облегчает формирование запроса и повышает эффективность поиска.
Kibana. Этот плагин нужен для обработки информации, ее визуализации (в удобном формате графиков, таблиц, метрик или диаграмм) и анализа. В том числе он отвечает за обнаружение закономерностей и слабых мест.
У всех трех инструментов открытый исходный код. Это значит, что сотрудники вашей компании могут персонализировать работу ELK под специфику сайта или приложения.
В рамках логирования применяется Wazuh. Это система, которая обеспечивает защиту информации и организовать удобное управление событиями безопасности. Она ищет логи, которые коррелируют с моделями угроз, обнаруживает уязвимости, предотвращает инциденты и реагирует на них. Например, при обнаружении сетевых атак Wazuh их блокирует, а также останавливает процессы, связанные с файлами, зараженными вирусами. Как и инструменты ELK, система имеет открытый код и может модифицироваться.
При логировании применяют и другие системы – например, Graylog, Splunk или Loggy. Graylog поддерживает разные способы отправки информации и предлагает широкие интеграционные возможности. Splunk привлекает способностью работать со сведениями почти из любых источников.
Процесс логирования многим IT-специалистам кажется второстепенным. Однако это не так. Он позволяет уберечься от проблем, а значит, гарантировать стабильную работу вашего бизнеса.